XIII Общероссийская научно-практическая конференция «Роль творческой среды в развитии одарённости каждого ребёнка». Город Петрозаводск. 10-12 июня 2014 г..

РЕЗОЛЮЦИЯ
XIII Общероссийской научно-практической конференции
«Роль творческой среды в развитии одарённости каждого ребёнка».
Город Петрозаводск. 10-12 июня 2014 г..


Конференция «Роль творческой среды в развитии одарённости каждого ребёнка» организуется в соответствии с протоколом деятельности Национальной ассоциации учебных заведений искусств (НАИ), которая объединяет детские школы искусств, носящих имя М.А. Балакирева. Настоящая конференция подготовлена и проведена Петрозаводской детской школой искусств имени М.А. Балакирева при непосредственном участии и большой поддержке Администрации Петрозаводского городского округа и Министерства культуры Республики Карелия.
Участники конференции: руководители и специалисты, преподаватели и методисты образовательных организаций дополнительного образования детей сферы культуры и искусства из 18 регионов Российской Федерации, всего более 80 человек. 

1 . Участники состоявшегося форума единодушно выражают глубокую признательность и благодарность Министерству культуры Республики Карелия, Администрации Петрозаводского городского округа и ДШИ имени М.А. Балакирева г. Петрозаводска за высокий уровень организации конференции и убедительный пример эффективного общественно-государственного партнёрства в создании творческой среды для развития одарённых детей. Сотрудничество и совместная деятельность Петрозаводской детской школы искусств имени М.А. Балакирева и Фонда поддержки инициативных проектов «Новое измерение» города Петрозаводска по подготовке и проведению конференции обеспечили великолепные условия и возможности успешной реализации насыщенной программы данного мероприятия, обогащения его участников ценной содержательно-методической и организационно-управленческой информацией. 
Оптимистическую ноту работе форума привнёс опубликованный в СМИ проект «Основы государственной культурной политики», в котором прописаны принципиально важные положения, касающиеся укрепления и развития системы детских школ искусств.

2. Ход (содержание) конференции. 
2.1.В рамках конференции проведены пленарные заседания по актуальным вопросам повышения эффективности функционирования учреждений, прошла работа нескольких секций, где был представлен опыт и лучшая практика детских школ искусств Карелии и других регионов страны по содержательно-методическим аспектам музыкально-художественного образования и социокультурной деятельности, организованы посещения школ искусств, музейных комплексов и выставок народного творчества. 
Тематика и качество выступлений свидетельствуют о самодостаточности системы детского художественно-музыкального образования как уникального субъекта культурной среды и небольшого города, и мегаполиса, и всей страны. Она характеризуется наличием множества новационных программ учебных дисциплин, методик преподавания, способов выявления, поддержки и развития творческих способностей детей, укрепления у них мотивации к занятиям искусством, разнообразием форм и технологий ведения культурно-просветительской работы, реализации социально-педагогических проектов, способствующих воспитанию и поддержке социализации юношества. В частности, интерес участников конференции вызвали доклады о развитии творческого внутрисемейного сотрудничества (Берестенко И.В.- г. Тверь, Федянина И.А. – г. Тольятти), о роли ДШИ как ресурсного центра развития творческого потенциала детей и преподавателей (Королёва Е.А. –г. Екатеринбург), или несущей конструкции культурно-образовательного пространства города (Соскова Е.И. – г. Гусь-Хрустальный). Определённое внимание слушателей привлекло сообщение о желательности внедрения бесструктурного способа управления творческой средой (Гущенков П.М.-г. Москва). 
Модераторы Фонда поддержки инновационных проектов «Новое измерение» (г. Петрозаводск) в интерактивном режиме провели групповую диагностику проблем функционирования детских школ искусств и выработку перспективных идей и предложений по проектированию моделей творческой среды учреждения и микросоциума.
Своеобразным мастер-классом для участников и гостей Конференции стало яркое выступление профессионала высшего уровня, экс-министра образования и молодёжной политики Республики Карелия Г.А. Разбивной на тему «Директор – хранитель печати творчества». Руководители детских школ искусств получили мощную эмоциональную подпитку и ряд ориентиров в выборе направлений и «точек основного приложения сил» в меняющихся условиях существования дополнительного образования и введения «эффективных контрактов» с педагогами и управленческим персоналом ООДОД. 

2.2. В тоже время на конференции были выявлены проблемные зоны и ряд вопросов, на решение которых представляется целесообразным сосредоточить внимание коллективов школ – участниц данной встречи.
2.2.1.Среди общих трудностей, встречающихся на всех организационных уровнях от муниципального до федерального, выделяются следующие: неполнота аналитической и нормативно-правовой базы, «однобокость» государственного мониторинга, отсутствие вразумительных рекомендаций по методикам поиска внебюджетных источников средств и формирования финансово - экономических оснований стратегии развития ДШИ. 
2.2.2. Одну из «горячих» проблем, которая уже завтра может встать перед всеми организациями системы художественно-музыкального образования детей, обозначила директор одной из крупнейших школ в России Л.Н. Комарова (г. Москва) - это вопросы стандарта качества управления финансами бюджетных учреждений. Она сообщила коллегам о проведении структурами, подведомственными Правительству города Москвы аудита бюджетной и «доходной» деятельности названой школы по 90 (!) финансово-экономическим показателям и ожидании выводов «высокой» комиссии о том, насколько эффективно или неэффективно возглавляемое ею учреждение и что делать дальше. 
2.2.3. Вечно проблематичной, «тяжёлой» становится тема абсолютно неудовлетворительной психолого-педагогической подготовки преподавателей и концертмейстеров – выпускников образовательных организаций профессионального образования сферы культуры и искусства.
2.2.4. Также участники конференции указали на существование проблемы, свидетельствующей о недостаточности «кругооборота информации» то есть, отсутствия отработанных каналов и механизмов распространения и освоения новых практик, имеющихся в детских школах искусств различных регионов страны. Наличие данного противоречия подтверждается, например, следующими фактами: 
- давно не проводятся всероссийские или федерально-окружные конференции, масштабные форумы по актуальной для детских школ искусств тематике, с серьёзными научными дискуссиями и выступлениями авторитетных исследователей; 
- газета «Играем с начала» перестала быть трибуной для обсуждения проблем состояния и развития детского музыкально-художественного образования, доступным изданием, бесплатно публикующим материалы о положительном опыте и достижениях в этой сфере;
- укрепляется практика проведения научно-методическими центрами художественного образования множества «Всероссийских заочных научно-практических конференций по проблемам работы с одарёнными детьми», суть которых сводится к массовому сбору статей (публикация которых нужна авторам, прежде всего для комплектования портфолио) и денежных взносов на их издание. Сборники таких конференций малотиражны, плохо отредактированы, в них отсутствуют экспертные обзоры и обобщения, практико-ориентированные рекомендации. То есть, такие «конференции» не дают главного: приращения научного знания и практической оснастки, необходимых работникам сферы для повышения их профессиональных компетентностей;
- существующий опыт отдельных школ искусств (например, Московской и Ленинградской областей) по размещению на сайтах интересных методических сообщений, докладов, разработок педагогов и методистов не становится массовой практикой, а общей или единой системы выявления и распространения опыта разработки и реализации программ художественного образования и социокультурных проектов детских школ искусств, их научно-методического сопровождения не складывается. 

3. Решения и рекомендации XIII-й Общероссийской научно-практической конференции «Роль творческой среды в развитии одарённости каждого ребёнка».

3.1. Участники конференции единодушно поддерживают следующие задачные установки проекта «Основы государственной культурной политики»: 
– развитие образования в сфере искусства и культуры;
– широкое привлечение детей и молодёжи к участию в познавательных, творческих, краеведческих, благотворительных организациях, объединениях, коллективах;
– поддержка существующих и вновь создаваемых институтов и общественных инициатив, связанных с различными видами культурной деятельности;
– поддержка научных исследований в сфере культуры и искусства.
Участники конференции подчёркивают концептуально- методологическую основательность определения социального предназначения институтов сферы культуры как институтов, выполняющих важнейшую государственную и общественную функцию исторического и культурного просвещения и воспитания общества; принципиальную важность выделения тезиса о том, что управление и обеспечение деятельности этих институтов должно осуществляться на основе качественной оценки их общественной эффективности (выделено нами). 
Также консолидировано одобряется и разделяется следующий, практически судьбоносный для системы детских школ искусств, тезис: « Государственная культурная политика призвана создать условия для сохранения высокого качества художественного образования и для тех детей, которые не планируют становиться профессионалами. Свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыки и других видах искусства должна стать для молодого поколения нормой, образом жизни». 
Конференция поручает президиуму пленарного заседания направить выписку из «Резолюции» на соответствующий сайт, где ведётся обсуждение проекта «Основы государственной культурной политики».

3.2. Конференция считает важным предложение московской ДШИ имени М.А. Балакирева (Комарова Л.Н.) о проведении детального анализа материалов аудита, осуществляемого в рамках Пилотного проекта по внедрению Стандарта качества управления финансами бюджетных учреждений, возможной «Дорожной карты повышения эффективности» и подготовке соответствующей информационно-методической Записки для рассмотрения на заседании исполнительной дирекции НАИ. Конференция рекомендует исполнительной дирекции НАИ запланировать и организовать специальный семинар по данной тематике для руководителей и специалистов школ, являющихся членами НАИ.
3. Конференция решает поддержать инициативу ДШИ имени М.А. Балакирева города Гусь-Хрустальный о подготовке и выпуске пилотного номера межшкольной газеты, которая могла бы ликвидировать пробелы в информационно-методическом содействии деятельности ДШИ и способствовать созданию межрегиональной системы PR, направленной на укрепление позитивного имиджа детских школ искусств. Конференция обращает внимание на то, что в дальнейшем потребуется разработка концептуальной модели создаваемого печатного органа, решение вопросов об учредителях, государственной регистрации, издательской политике и «редакторском портфеле», источниках финансирования, тираже и др.. В реализацию данной идеи рекомендуется включить не только участников конференции, но и привлечь партнёров из бизнес-структур. 
4. Конференция обращает внимание на важность более полного использования потенциала влияния детских школ искусств на процессы разработки региональных моделей дополнительного образования, воспитания и социализации детей и молодёжи; рекомендует школам активнее включаться в создание муниципальных программ и проектов поддержки художественно-музыкального образования как необходимого условия укрепления культурной среды социума и всей страны.
5. Конференция рекомендует в 2014-2015 учебном году провести силами членов НАИ серию учебно-методических курсов и семинаров, цикл практических (тренинговых) модулей по формированию психолого-педагогических компетенций преподавательского состава.
6. Конференция принимает инициативное предложение директора ДШИ имени М.А. Балакирева города Тольятти О.В. Нуждиной об её участии в редактировании официальных заявлений, писем и предложений НАИ.
7. Конференция поручает Петрозаводской детской школе искусств имени М.А. Балакирева в течение июня 2014 года разместить на сайте школы материалы прошедшей конференции, приветствует открытие специальной странички для информации и предложений о сотрудничестве .
8. Рекомендуется ответственным работникам школ-участниц конференции дать развёрнутое сообщение о состоявшейся встрече в Петрозаводске на имеющихся у них каналах информации.
9. Местом проведения следующей, XIV-й, конференции детских школ искусств, носящих имя М.А. Балакирева, и других заинтересованных организаций определяется город Вологда. Организационную работу по её подготовке и проведению возлагает на себя руководство Вологодской детской музыкальной школы № 5.

Председатель пленарного заседания: В.П.Анисимов
Ответственный секретарь: И.В.Кошкина

Резолюция конференции принята: голосовали «За» - единогласно.