Подростковый период как главная предпосылка для становления Личности

Взять для обсуждения эту тему меня побудила частая обращаемость родителей в состоянии даже не тревоги, а ужаса, когда их ребенок входит в подростковый период взросления. 
Я хорошо помню свою тревогу, когда сыну (второму ребенку нашей семьи) исполнилось 11, а все его хвалили, 12 (!) – по-прежнему хороший мальчик. И наконец-то в 13 гром грянул. Прихожу домой, а на двери в его комнату: «Не входить! Территория Саши Чубаркина!». В этот вечер мы с женой тихонечко отпраздновали за ужином событие – сын стал Его Величеством Подростком! Период послушания, халявы для родителей закончился. 
Начался период проверки семейных отношений и нас как личностей на настоящность. 
Перечислю известные характеристики подросткового периода взросления: 
• Подростковый негативизм, протестное мышление (даешь – отталкивают, забираешь – хватают) 
• Начало подростковости: начинает хитрить, обманывать (уже сопротивляется, но не отваживается заявиться открыто) 
• Освоение агрессивных форм поведения (от физической агрессии до манипулирования, принятого в обществе) и умение говорить «Нет!» 
• Освоение поступков за границей разрешенного (чем сильнее контроль и давление родителей, тем опаснее, асоциальнее поступки) 
• Подход: «Я – особенный, мне законы жизни не писаны» «Пусть этот мир прогнется под нас» (по Макаревичу) 
• Отказ от опоры на родителей и (это важно!) опора на свою стаю. Найти свою стаю! И следование нормам стаи! 
• Доверие своим, а не родителям 
• Упоение от собственной свободы, свободы человека, вырвавшегося из рамок «хорошо-плохо»! 
• Снижен инстинкт самосохранения (как вариант Я-особенный) 
• Максимализм оценок (свои-чужие, крутой-лузер, белое-черное) 
• Стремление победить свой страх лидера, «победить отца». Мое слово – последнее, а не родителей. 
Весь этот этап называется подростковое самоутверждение. 
Поэтому застрявший в этом этапе также как и послушный до11-тилетний, не проживает свою жизнь. Но если до 11ти лет ребенок освоил до 40 % инструментов к жизни, то подросток осваивает следующие 40 % инструментария. И всегда задвинет беззубого правильного, доброго и послушного. 
Итог: я перечислил нормальные признаки нормального подросткового периода взросления. 
По варианту: прожил и пошел дальше. 
И норма возраста такого проживания 11-14 лет. В 14 лет в школу ходят не учиться, а тусоваться, конкурировать и влюбляться. Поэтому задача родителей: помочь прожить этот период, помочь не застрять в нем. 
Но реальность такова, что 40 % населения России этот (подростковый) психологический возраст сами… не проживали. А научить можно тому, что умеешь сам… 
Родители часто не задумываются, не формулируют для себя, какого сына (дочь) они хотят получить на выходе из семьи. 
А выход, отделение, психологическим языком – сепарация – это уже к 18ти годам! 
Родители на приеме соглашаются, что хотят в итоге получить Личность. 
Но Личность: 
• знает чего хочет и не хочет 
• умеет говорить «Нет!» 
• знает и умеет отстаивать свои границы 
• имеет свое мнение 
• не боится не понравиться другим 
• не зависит от мнения, оценки окружающих, в.т.ч. родителей 
• реалистичен, устойчив к манипулированию извне 
• идет своим путем 
• открывает, что люди не делятся на хороших и плохих 
• вырывается из оценочного подхода к себе и другим 
• стабилизирует свою самооценку 
• осваивает себя настоящего 
Скажу такую сложную для принятия фразу: Хороший человек, добрый человек, альтруист… Личностью еще не стал! 
В формировании личности как раз и велика роль подросткового периода взросления. 
Смысл, суть, задача подросткового этапа: 
• вырваться из периода послушания 
• отстоять еще хорошо слышимые человеком свои индивидуальные потребности 
• избавиться от страха ослушаться 
• вырваться из системы родительского стимулирования: Кнута и Пряника 
• проживать не Правильную, а свою жизнь 
• жить не чужой, а своей головой, проверенными самим ценностями 
• наделать своих ошибок, получить свой опыт 
• вырваться из лап семейного мифа: «Мы лучшие, делай как мы». 
Если это не происходит вовремя, т.е. в 11-14 лет, то в лучшем случае мы получим отсроченный взрыв, отсроченный подростковый этап: где-нибудь на 3ем курсе брошенный платный ВУЗ. 
В худшем варианте: депрессию к 30ти годам с самооценкой «ниже плинтуса» и суицидальными мыслями. Либо вегето-сосудистую дистонию с паническими атаками и непониманием ее внутренних причин. 
Либо депрессивный вариант накопления «болезней на нервной почве» в дальнейшем. 
Период послушания – это как ехать на велосипеде с рулем, повернутым влево. Подростковость же – руль категорически поворачивается в противоположную сторону. И то и другое неадекватно. 
Но далее наступит период психологического одиночества – период, когда человек учится БАЛАНСИРОВАТЬ: влево-вправо, влево-вправо. Повилял, выровнялся и доехал куда надо. Прожил свою жизнь! 
И некоторые рекомендации родителям: 
• Принимать, а не воспитывать, контролировать. 
• Четко помнить, что хотим получить на выходе Личность, умеющую сказать «Нет!» 
• Содействовать отделению (сепарации) к 18ти годам из родительской семьи. 
• Различать ругательный эгоцентризм (я – центр и все для меня и вокруг меня) и эгоизм – как умение заботиться о себе в 1ую очередь (каждый для себя центр, и мне ничего не должен). 
• Быть самим Личностью! 
• Не подменять ребенка собой, дать набить шишку самому, благодарить себя за опыт, а не маму-папу, за поддержку. 
• Быть у себя главным (т.е. эгоистами), далее – партнер, далее – ребенок (Закон приоритета). 
• Помогать осваивать себя настоящего, а не хорошего-доброго-правильного-послушного. 
• Не бояться агрессивного поведения подростка. 
• Женщине – уже в 1,5 года ребенка вернуться к себе и мужчине, этим включая отца в эмоциональные, а не конкурентные или формальные отношения с ребенком. 
• Не бояться оставить последнее слово за подростком. 
• Понимать, что давление ведет к еще большему сопротивлению. 
• Не манипулировать деньгами и лозунгами-сравнениями. 
• Обнимать, не смотря на реакцию недовольства. 
• Изучить его язык, уметь прикалываться, победить свою тревогу. 
• Не бояться быть равными, а не сверху, настоящими, а не идеальными. 
• Взрослеть вприпрыжку за подростком!

Чубаркин Артур Владимирович, Президент ГОО "Ассоциация психотерапевтов и психологов г. Тольятти", заведующий центром психотерапии "Мой Мир" (Тольятти), кандидат медицинских наук.